Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Михаил Горшенев: «Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла»
07.03.2007

Михаил Горшенев: «Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла»

   С Михаилом Горшеневым мы встретились в день киевского концерта, за столиком в холле гостиницы. Игнорируя значок перечеркнутой сигареты, Горшок прикуривал одну за другой, эмоционально рассуждая на в общем-то стандартные темы и гораздо дольше обдумывая ответы на вопросы своей аудитории.

Для завязки поговорим о самом начале. Об истории создания группы написано немало, а вот что двигало вами? Какие были цели и стремления?

Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла. При чем, в 1990м году мы уже были совсем альтернативой «русскому року», мы уже сошли с той колеи, как только поняли, откуда растут корни.

В Питере я познакомился с настоящими панками, металлистами, при чем это были действительно культурные люди, у которых была своя фонотека западной музыки. Да, были известные пластинки The Beatles, Led Zeppelin, но нашлось и немало раритетов, записей, которые очень трудно было найти. Вот с тех пор я и ударился в настоящий рок-н-ролл. Такой, как в Англии, Америке, но больше тяготел, конечно, к английскому и американскому панк-року. Я слушал много разной музыки, но это стиль, который сразу узнаешь. Когда появилось такое течение, как альтернатива (пожалуй, на этом сейчас заканчивается рок-н-ролл), то в формировании этой самой альтернативы немаловажную роль сыграл как раз панк-рок. В конце концов, металлисты сами заиграли панк, и появилось такое течение, как хард-кор.

А амбиции какие-то были? Стремились вы к тому, что вас назовут лучшей рок-группой, что будете собирать стадионы и т.п.?

Король и Шут были известной группой еще до того, как нас официально назвали лучшими. У нас сначала вообще не было такого понятия как продюсер, и нам было плевать на популярность, нам просто было в кайф. Мы придумали такую текстовую тему, которую до нас никто не использовал. А это очень сложно, написать текст, в который можно вложить целый сценарий и сочинить припев, который будет подхватываться всеми, это не типичный подход русской рок-поэзии. Ну а музыка.. панк-рок и все, что от него исходит.

Ок, панк-рок... Понятно, что дело музыканта играть, а не определять стили..

Ну почему, я вот разбираюсь очень хорошо в стилях, разве что к металлистам лезть не стану, а так вполне ориентируюсь

И какой бы вы нашли самый короткий термин для музыки, которую играете?

А что тут говорить? Все направления панк-рока играем, но это еще и от альбома к альбому меняется. Вот «Бунт на корабле» - панк-металл, как он есть. Но в центре, конечно, классический панк-рок. Кстати, большое влияние на нас оказали Ramones.

А нужно ли, по-твоему, как-то выражать внешне свои музыкальные пристрастия, в имидже, в одежде, как музыканту, так и слушателю? Насколько это важно и нужно?

Слушатель по большей степени притворяется. А вообще это личное. Я вот стараюсь одеваться больше в черное. Просто потому что нравится.

Ну а к внешнему виду своих фанатов как относитесь?

Это смотря какие. На самом деле их такое разнообразие, и в каждом городе они разные.

Есть вообще полный мрак: лица красят непонятно чем...это в основном в глубинке, в небольших городах.

В продолжение темы, опиши своего слушателя, эдакий собирательный образ человека из аудитории, для которого вы творите, играете и кому хотите быть понятны

Сложно сказать, все меняется. Но самое драйвовое – это когда начинается пого. Смотришь на это со сцены и понимаешь, что это не малолетки, а действительно понимающие люди. Так что, самый любимый слушатель – это человек более взрослый, от двадцати, скажем так.

А сам на концерты ходишь? Кого бы пошел послушать?

Да хожу иногда, но узнают же, сразу пальцем показывают – неуютно как-то.

А из молодого поколения слушаешь что-то?

Да, F.P.G., например.. Мало вообще-то. Тролль Гнёт Ель еще слушаю.

Сейчас уже не как раньше, когда была более плотная тусовка. Хотя, за молодыми слежу. Вот Amatory слушаю, но F.P.G. больше люблю и хочу, чтоб у них все было классно.

Какую музыку ты можешь назвать перспективной и актуальной или рок-н-ролл таки мертв?

Да это просто понты и пустые фразы, когда уже не знают, что сказать. Сейчас вот эмо выбиваются вперед. И хорошее эмо это круто. Ска-панк еще люблю.

Вообще люблю, все, что касается панка (смеется).

Ты в музыкалку не ходил?

Не-а.

А как вообще относишься к необходимости муз. образования и муз. грамотности?

Ноты нужны для армии и для больших оркестров, когда много народу и на пальцах им не объяснишь, что и как сыграть. А в группе без этого можно обойтись. Хотя иногда тоже до маразма доходит. Когда вообще все можно в компьютер забить.

Я-то электронную музыку люблю, но ди-джеи сейчас вообще обнаглели, считают себя музыкантами. На каком основании? Я не понимаю, как они вообще живут и за что деньги получают.

Да, так вот оркестр. У них есть дирижер, нотки расписаны, все автоматически. А для музыкантов это плохо. В группе все на словах объясняется. Напел мелодию и все ясно, так и сочиняется.

Как «так сочиняется»? Откуда берется импульс?

Услышу какую-нибудь офигенную музыку, и появляется желание сделать что-то классное самому.

И к чему стремишься лично ты и к чему стремится группа на данном этапе, когда уже есть опыт, когда уже есть своя аудитория?

Хочется сделать то, о чем мечтали.

Когда мы начинали, когда еще не писали песни-истории, а были в течении русского рока, получалась какая-то политическая муть, и от этого воротило, хотелось другого. Но получилось тоже не сразу, но когда удалось, мы поняли, что это именно то, что нам нужно.

А не было за это время таких моментов, когда хотелось все бросить и заняться чем-то другим?

Критические периоды – это моменты, когда мы с Князем спорим, когда между нами возникают разногласия, ведь все, что мы делаем, мы делаем вдвоем.

Но как только мы договариваемся, все сразу становится нормально.

Не задумывался еще, что будешь делать лет так через десять?

Когда мы начинали играть мы вообще не думали, что будем популярны и не особо волновались о том, что будет дальше. Более того, я даже не рассчитывал, что доживу до сорока. Самое главное – получать кайф от того, что ты делаешь. А если тебе не кайфово, тогда зачем это все?.

Собственно, так мы жили, так и живем. Я бы сказал, как и Кинчев, что просто другого ничего не умею.

А когда вспоминаешь все, что было, весь тот андеграундный период и видишь, что сейчас-то ты работаешь, что сейчас это твоя работа, то самое, от чего ты пытался уйти, думая, что рок-н-ролл это не работа. Хотя, работой можно назвать только гастроли, когда даешь много концертов, а все остальное время просто занимаешься собой.

 

Ты никогда не хотел иметь свою собственный Фан-клуб на подобии «Армии Алисы»? Чтобы он постоянно ездил с вами в туры.

 А у нас и так есть такие поклонники, которые ездят за нами. Только вот специально что-то делать… Не хочу сказать о Косте ничего плохого. Но вот брать и специально вербовать людей мне было бы не приятно. Тем более что группа исповедует идеалы свободы и анархии. Правда вот многие не понимают что такое анархия. Они считают, что анархия – это полная свобода для себя. Они не понимают. Что это свобода, когда ты своей свободой не делаешь плохо никому вокруг. Вот что такое анархия.

Знаете ли вы кто ваш первый Фан в Украине?

Неа, не знаем.

Кто для тебя слушатель, кто поклонник, кто фанат?

Бредня какая-то. Фан – это как в футболе, одна группа и всё. Поклонник более осторожно ко всему относится. Кстати, у поклонников есть момент, которого не хватает фанатам. Поклонники замечают те вещи, на которые фанаты просто не обращают внимания. Им что не сделай, всё круто. А поклонник может что-то полезное сказать, посоветовать.

Слушатель, ну это что-то из разряда: «А это которые поют про «Мясо ели мужики» поют, о круто!». И на этом всё.

Вы простили киевским панкам ваше первое выступление в Украине, когда вы делили сцену с гражданской Обороной?

А чё, круто было.

Я имею в виду моменты когда в вас бросали сидениями и освистали.

Не, это может просто кто-то выбежал на сцену обняться. Другого не помню. Чтобы в меня кто-то чем-то бросил на сцене?! Ты себе ваще представляешь такое?!

Я помню только одну разборку и то в Питере, когда The Exploited приезжали. Мы уже тогда были культовой командой. И когда я видел, что в «Наив» и «Тараканов» бросают банками, я офигел и был готов ко всему. И тут кто-то мне fuck  показал. Я без разбору как прыгнул с 5-ти метровой высоты в толпу. Задел кого-то по лицу ногой, и давай по морде лупасить того чувака, тот в свою очередь лупасит меня, немаленький такой попался. Жалко было что менты налетели, ну думаю, спровоцировал драку. Но хорошо, что концерт не сорвался.

Я ваще не помню в Киеве неудачных концертов.

Кто по вашему мнению в мире король, а кто шут?

 В мире? Не лезу туда, не интересно. Я вообще считаю, что что артист – это барон Мюнхгаузен, это шут – он смеётся над всеми. А король – это тот, которого вешают, мне такое не по нраву )). Может в попсе есть примадонны, звёзды всякие. А в роке… Ну попробуй сказать, что ты король. Это неприемлемо!

На пенсию пора…

Именно!

Что изменилось в ваших взглядах? Раньше вы были более образными в текстах.

Ну не знаю. Сознание не сколько не изменилось. Разве что звук изменился. Хочется делать фирменный саунд, чтобы мы хорошо звучали. Не металлически, но тяжело. А тексты Князь как писал хорошие так и пишет. Если хочется посмеяться, он пишет, чтобы посмеяться. А если подумать – так подумать. Чтобы всё было сразу понятно. Он не Гребенщиков, над текстами которого потом сидишь и думаешь, что же он такого хотел сказать, и потом получается 300 трактований. В наших песнях понятно всё. Нинужно никакой космос искать. А по существу, если музыка галимая, то и текст получается галимый, всё взаимосвязано.

Горшок, ты бы расстался со своими волосами?

Буду лысеть – расстанусь. Это даже стильно )). Вообще я постоянно стригусь перед началом тура, а к концу вновь заростаю.

Ты болеешь за «Зенит»?

Я вообще не очень увлекаюсь футболом. Но чемпионат мира и Европы посмотреть могу. Футбол в нашей стране вообще то не люблю из-за скинов. Мочить их вообще нада. Это же натуральные фашисты.

Я вот помню времена, когда я активно панковал, тогда были гопники. А теперь, когда я вижу всё со сцены, так теже гопники, только в гадах и с подтяжками. Да ведь если разобраться, скинхэд – это лысый панк, только довольно агрессивный. А сейчас они себе какую-то идею придумали, на самом же деле они ничего не знают.

Был ли на самом деле Вячеслав и спал ли он в гамаке?

Эта история случилась когда Князя в армию забирали. Да ваще, тогда все уходить собирались. Первым должен был идти я. Ну все и собрались, а я не пошёл. Подстава получилась. Андрюха мне все тексты свои оставил, чтобы я с ними что-то сделал. Ну вот смотрю я значит какое-то странное четверостишие, взял, досочинил его. Вот и получилась песня. Точнее зарисовка. Это потом уже она стала песней. Мы вообще стараемся картинки делать, а не песни.

Ты смотришь мультики?

Да, один из моих любимых – «Футурама». Робота Бендера  очень люблю. А вот советские не люблю, мрак они на меня нагоняют. Более менее мульбтик про Козаков. Вот сейчас делают мультики, теже Симпсоны чего стоят.

Смотрел фильм «Остров» Мамонова?

Начал, но небыло времени досмотреть.Я вообще Мамонова очень люблю, толковый мужик.

Ты слушаешь свои песни на досуге? Какой любимый альбом?

«Будь как дома путник» - самый концептуальный. Сейчас слушаю «Продавец кошмаров» - самый удачный по звуку. То что хотелось, то и получилось.

«Бунт на корабле» хотели сделать хардкоровым, но не получилось. А «Продавец» совсем другое дело. Всё в нём мне нравится.

Нравится Пэрис Хилтон?

(заливается смехом) На первом месте! А вот Собчак я не люблю.

Любимый напиток?

Обожаю крепкое пиво. Могу пить его до отключки.

Твой самый большой кошмар?

Ну даже не знаю. Большой страх вызывает вывих позвонка на сцене, когда начинаю там прыгать и казиться. Боюсь голос сорвать.

Я вообще ненавижу, когда мне начинают что-то парить. Боюсь верующих, у которых психоз, настроенный пасторами. Некоторые даже не знают, что крест – это символ страданий. Хотя я и уважаю все религии. Больше всего протестантов. Мартин Лютер, вот это человек был! Опустил самого Папу Римского. Взял и перевёл Библию чтобы люди верили в бога, а не платили деньги попам.

Дмитрий Падаван, Юлия Коломиец
© Киевский Рок-клуб

Киевский Рок-Клуб