Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интервью Андрея Князева порталу KM.ru
26.11.2010


«Король и Шут» представит 28 ноября в столичном клубе Arena Moscow свой новый акустический альбом «Театръ Демона». Корреспондент Музыки KM.Ru с одним из вокалистов «Короля и Шута» Андреем «Князем» Князевым о новом релизе.

КМ.Ru: Андрей, буквально вчера у тебя родилась дочь, поздравляю! Как ощущаешь себя?

Андрей Князев: У меня ж это вторая уже! Ощущения офигительные, потому что вчера мне в голову ударило такое количество адреналина, что сегодня весь день у меня гудит башка. Ощущение отцовства все сильнее овладевает организмом. Я думаю, если идти на третий-четвертый заход, то, по-моему, можно превратиться просто в «отца» по жизни (смеется). На самом деле, я от этого кайфую. Это один из таких естественных природных кайфов, которые нам предоставлены самой Жизнью.

КМ.Ru: Некоторые люди признаются, что, когда они становятся отцами, они некоторое время пребывают в какой-то прострации. Характерно ли это для тебя?

Андрей Князев: Когда 5 лет назад родилась первая дочка, у меня как раз-таки и было такое состояние. Сейчас я это переживаю совсем по-другому. Уже закоренело...

КМ.Ru: Новорожденную назвали Алисой. Долго думали над именем?

Андрей Князев: Сразу: Алиса - и все тут! «Алиса в Стране Чудес», Алиса из «Тайны Третьей Планеты»... Все это - мои любимые фильмы. Мне кажется, абсолютно идеальное решение. Другие варианты даже не рассматриваются.

КМ.Ru: Опять же, Алиса Андреевна - прекрасное сочетание...

Андрей Князев (задумчиво): Алиса Андреевна - верно! Да, красиво звучит...

КМ.Ru: Давай поговорим о другом вашем детище - альбоме «Театръ Демона». Очень порадовала концепция. До этого вы чаще всего обращались к каким-то средневековым жанрам - балаган, раешник... А здесь принципиально иная история - эпоха Модерна, Серебряный век. Откуда?

Андрей Князев: В общем-то, здесь большую роль сыграла сама идея оформления. У нас в группе есть свой «историк» - Михаил Горшенев, - который в данном случае выступил генератор идеи дизайна. Иногда, общаясь с Михаилом Юрьевичем, я ловлю себя на мысли: «Что, я в школу опять попал, что ли?!» (Ссмеется.) Что-то его как-то постоянно пендырит насчет истории. В особенности его интересуют до- и послереволюционные моменты. На этот раз я не принимал участие в оформлении альбома. В подмогу Мише была приглашена бригада девочек. Они принимали участие в нашей фотосессии и помогали с костюмами - вплоть до съемок клипа. В итоге всем понравилось. Соответственно, это дало окраску и непосредственно альбому, который начал под эту эпоху выравниваться. Даже песни с размытым временем тоже легли сюда же. А если вспомнить о такой композиции, как «Мадам Жоржет», то связь станет еще очевиднее.

КМ.Ru: Ты всегда гордился тем, что до последнего времени сам оформлял все альбомы «Короля и Шута». Не обидно ли было дистанцироваться от этого сейчас?

Андрей Князев: Обиды не было - я сперва рассердился. Сначала я принялся выяснять, кто первым подал такую идею, кто мой главный враг (кровожадно хохочет). Но, в общем-то, я быстро с этим согласился, потому что и самому было интересно посмотреть, как работает группа стилистов-оформителей. Все-таки раньше я эту тему полностью тянул на себе, а сейчас критически отношусь к собственным оформлениям (особенно - последним). Я считаю, что без ознакомления с работой других, зацикленному исключительно на своих идеях, мне трудно было делать шаги вперед. Сейчас я по-другому проанализировал принципы дизайна, и у меня действительно открылось ощущение того, как надо правильно все делать. К тому же был такой момент, что я очень долго зависал на текстах. Надо было подойти к ним очень внимательно. Это было сделано не без помощи моей жены Агаты Нигровской, поскольку она у меня - любительница поэзии, пишет сама. Так что уже лажа не проходила из-за строгой редактуры. Иногда я с женой спорил, но в итоге приходилось соглашаться. В этой большой работе, давящей мне на мозги, переключаться на оформление и делать его качественно мне, конечно, было не с руки. Поэтому я быстро согласился с тем, что дизайн делают другие люди, и конечный продукт мне нравится.

КМ.Ru: Эпоха Серебряного века была богата на всякие идеи и неожиданные сцепления. Что-то из этого повлияло на тебя при создании альбома?

Андрей Князев: Я думаю, что это чистой воды экспромт, попытка стилизации за счет определенного количества идей. Повторюсь, что генератором больше работал Михаил, а я больше занимался завершением текстов. Возможно, его исторические пристрастия повлияли на эту эстетику.

КМ.Ru: А в мелодическом плане?

Андрей Князев: На самом деле, я сейчас посмотрел в Интернете различные мнения о диске. Кто-то считает, что «Король и Шут» изменился, кто-то, как это всегда, подозревает, что мы не туда пошли. Мне понравилось, как на такие выпады ответил мой знакомый, который сказал: «Меня реально бесит, что некоторые слушатели почему-то бычат по поводу любых экспериментов со звучанием, а ждут эксплуатации изначально выбранного направления». Но это же бред, ведь всем нужно развиваться! Нашей публике - в том числе. Мы что-то меняем не потому, что нам в голову ударило, а все делаем обдуманно, со знанием дела, рассчитывая на нашу аудиторию. Так что никто ни на кого тут не «забивает». Учитываются все слои и контингенты, которые посещают наши концерты. Если человеку это не близко, значит, изначально он и не наш (смеется).

КМ.Ru: В этом альбоме можно усмотреть самые разные влияния. Особенно удивило наличие корневого блюза 30-50-х годов. Какую роль это играет в драматургии пластинки?

Андрей Князев: У нас музыканты по-своему - очень амбициозные. Они очень много трудятся на репетиционной точке и работают над музыкой. Я бы даже сказал - трудоголики. Сейчас, при наличии определенной творческой свободы, каждый из них попытался себя показать. Неслучайно на альбоме указано, что аранжировки сделаны все группой. Каждый что-то предлагал. Конечно же, боссом все равно был Горшок, поскольку он все время руководит процессом аранжировок и всегда отстаивает свои идеи. Надо отдать должное, в большинстве случаев он действительно предлагает удачные вещи. Вообще, все себя проявили достаточно неплохо. Когда я вымучивал какие-то последние четверостишия, в этот момент у группы было много времени для работы. Еще хочу отметить, что с самого начала работы над пластинкой нами был принят подход, отличный от всех остальных альбомов. Группа у нас всегда занималась аранжировками следующим образом: приходит песня, группа к ней придумывает аранжировку, какое-то время ее гоняют, а потом уже на студии что вырастет - то вырастет. На этот раз была немножко новая схема. Когда приносится новая песня, ее разбирают, делают аранжировку, а потом это все записывается. Далее уже на основе записанного каждый начинает крутить аранжировку песни в голове и додумывать. Чем больше я тяну с текстами, тем больше у музыкантов времени на это дело. Наше техническое оснащение помогает нам записываться прямо на «точке». В конечном итоге музыканты записали весь материал и уже потом его просматривали и додумывали. Соответственно, настоящие любители музыки разглядят в этом альбоме множество интересных нюансов. Могу сказать, что «Театръ Демона» - самый профессиональный альбом из тех, которые у нас когда-либо были. По подобной схеме, кстати, работают и западные музыканты.

КМ.Ru: Так блюз все-таки какую роль играет?

Андрей Князев: Соответственно, в аранжировочном процессе важно не повторять постоянно свои же ходы (хотя полностью от этого избавиться тоже невозможно). Просто у некоторых песен музыкальная концепция может быть логически такой же, как и у другой. Например, кто-то сравнил уже «Писателя Гудвина» с «Энди Кауфманом» потому, что последний припев играется в другом ритме. Согласен, да! В этом есть аналогия, но дело в том, что схематически обе эти вещи схожи. Грубо говоря, перелопачитвать и искать принципиально новой воплощение для этого вида композиции абсолютно нецелесообразно. А поскольку на данном этапе мы перешли на акустический вариант решения вопросов, мы искали соответствующие стили, которые можно зацепить. Конечно, у нас музыканты не блюзового уровня - к гадалке не ходи, но чего-то в этом смысле попробовать можно. Тем более, блюзовые элементы для кого-то делают музыку сложнее, но настоящие любители их обычно оценивают по достоинству.

КМ.Ru: Хотелось бы услышать о влиянии киношной тематики, которая доминирует во многих треках альбома.

Андрей Князев: Наверное, это потому, что тема кинематографа продолжает иметь для нас большое значение. Если Горшок увлечен чтением исторических книг, то я всегда больше тяготел к просмотру фильмов. Тем более, в последнее время я познакомился со многими актерами - например, с Дюжевым, Хабенским. Недавно на съемках клипа «Фокусник» сошлись с Гошей Куценко, который действительно любит рок-музыку. Как в нашей жизни не хватает участия в кинопроектах, так ему не хватает рок-сцены. Они восторгаются нами, а мы - ими. Так что после общения с актерами, я понял, что взаимный интерес у нас налицо. Скажем, в песне «Киногерои» возникла после того, как я проникся факторами карьеры артистов, которые завоевали успех посредством одной роли, которая вызвала бум у населения. После этого массы ни в каком другом ключе их воспринимать не хотят. Причем, могу даже привести пример такого актера. Это Безруков. Ну, куда ведь ни плюнь - везде Саша Белый (смеется). Хоть ты там Есенина играй, хоть Христа! Даже если подлинные ценители театрального искусства оценят его многогранность, то в любом случае для основной массы тех, кому этот фильм «Бригада» в свое время дал по башке, в ином амплуа Безрукова воспринимать не будут. Мне даже Дюжев рассказал такую историю, что к нему подошел как-то чел, который сказал следующее: «Слышь, а че ты в какой-то фигне снялся?! Ты нас-то хоть не позорь, блин!» Они его за своего схавали - и все, хоть ты тресни. Если ты сыграешь не братка, а лирического героя или даже мента, то уже начинают возникать недовольства. Иногда возникает такие моменты, когда ты сыграл хорошо козырную роль, всем понравилось, но потом ты понимаешь, что тебе дальше этой роли уже никуда не двинуться.

КМ.Ru: А что тебя привлекло в фигуре Энди Кауфмана? Его постоянные манипуляции со зрителем, которых вы тоже часто поете в своих последних альбомах?

Андрей Князев: Недавно мы спорили с Михой. Он меня упрекал: «Я читаю, а ты по фильмам начинаешь песни писать!». Но я действительно люблю фильмы, а с чтением как-то не сложилось, я даже не буду этого скрывать. После второго просмотра «Человека на Луне» с Джимом Керри я понял, что необходимо отметить в песне. По крайней мере идея ее важна лично для меня, потому что, грубо говоря, мы с Михаилом считаем себя юмористами и даже вынашиваем планы сделать какие-то штуки в этом ключе. Может быть, рано или поздно мы к этому и придем, так как в детстве уже это пробовали. Мы действительно неплохо разбираемся во всех категориях юмора. Поэтому мы ненавидим такую передачу, как «Смехопанорама» Петросяна, ибо там эксплуатируется один-единственный тип юмора, совершенно идиотский, массово-обывательский. Там смеются над такими вещами, над которыми смеяться уже «невкусно». Это такой юмор, надоевший нам еще со времен нашего детства. Никакой новизны, никакого развития. У нас с Михой были догадки, посему наш юмор связан с панк-эстетикой. Видимо, потому, что мы много внимания в свое время уделяли дебильному юмору... Кстати, я не знаю, есть ли на данный момент точная классификация типов юмора.

КМ.Ru: Не уверен...

Андрей Князев: А надо! Потому что юмор нужно развивать терминологией. Например, тут мне недавно моя маленькая дочка объясняла, что когда мальчик упал со стула - смеяться нехорошо. В то же время, тупой юмор как раз заключается в том, что он идет из детства: кто-то куда-то свалился, откуда-то рухнул, а все вокруг хохочут. Уже позже мы понимаем, что если бы на месте упавшего были бы мы сами, нам бы было не смешно. А бывает у викингов, когда кому-то дадут по башке чем-то тяжелым, а он смеется вместе со всеми. Что касается «Энди Кауфмана», то там юмор провокационный. То есть это то, что связано с нашим классическим шутом. Тем же резидентам «Камеди Клаба» надо обязательно изучить творчество этого актера, чтобы понимать, в каком направлении им двигаться дальше. Потому что юмор Паши Воли - это пошлый юмор, ориентированный на жлобов. А я знаю, что, по Фрейду, подобный юморист ущемлен с детства, его все обижали, поэтому он работает на такую «бычную» категорию, которая бы его принимала за своего и не давала ему больше по башке. Я не хочу сказать, что у Паши Воли на большее не хватает ума. Какие-то «фишки» у него иногда проскальзывают. Хотя ставки на жлобов делают многие, например - Шнур или Трахтенберг. Грубо говоря, это юмористический русский шансон. А Петросян - это уже попса. Или есть такие персонажи, как Злой Шут, который смеется только потому, что в жизни есть такая функция.

КМ.Ru: Продолжая киношную тему... Как у вас появилась идея соединить в песне «Бунтари» революционные реалии с антуражем фильма «Полет над гнездом кукушки»?.

Андрей Князев: Тут я вспоминаю нашу с Горшком юношескую идеологию, когда мы тоже были людьми, набитыми протестами, несогласием и т. п. Где-то были ущемлены окружающей средой, где-то сами делали собственные прорывы. В чем-то мы испытывали красоту и превосходство, но понятие бунта тогда было выявлено. Под эту гребенку могли попасть многие, но когда мы погружались в панковскую идеологию, действительно, все окружающее становилось элементом Системы, которой мы высказывали свое презрение. В фильме «Полет над гнездом кукушки» показано нечто подобное. Хотя я переработал его в ином ракурсе, вонзив туда свой юношеский максимализм, свое видение этих вещей. Герой Джека Николсона все-таки более миролюбивый, более благородный. Вроде как, он тоже считается своего рода бунтарем, но, скорее, он какой-то прохиндей. Ведь интенсивность протеста во многом зависит еще и от возраста, когда юноша хочет доказать какую-то свою правду. В моей песне «Бунтари» герой все-таки еще очень озлоблен на Систему, очень с ней не в ладах. Он не обвиняет прямо в этом людей. Но люди все равно у него идут в итоге под эту гребенку. Так или иначе, человек в таком состоянии является носителем некоего вируса. Такого человека нужно либо лечить, либо убивать (смеется).

КМ.Ru: То есть это некая самоирония и взгляд со стороны на себя прошлого?

Андрей Князев: Не столько на себя, сколько на те взгляды. Во времена нашего детства было много подобных фильмов, например та же «Американская история Х». В данном случае мой персонаж более безобидный. Он никому не раздавит череп ударом ботинка, он ни в коем случае не фашист. Его идеология не причиняет реального вреда. Но борется он посредством объединения окружающих людей, которые сами от этого страдают. Он просто революционер. Есть разные революционеры. Например, «Ленин был добрый», как сказано в моем «досье» на вкладыше нашего альбома «Театръ Демона» (смеется). Так что под героя песни «Бунтари» можно подписать многих - даже, как ни странно, некоторых современных рэперов.

КМ.Ru: Рэперы действительно подхватили эту волну протеста, многое переняв у панков. Но в последнее время бунтуют не только они. Тот же Глеб Самойлов, который раньше отнюдь не был замечен в протестных настроениях, выпустил альбом с идеями типа «Родина-мать до самого дна очень нас любит - знаешь, куда?». С чем это, на твой взгляд, связано? Это модный тренд?

Андрей Князев: Нет, я бы это с модой не мешал, поскольку сам фактор моды уже тоже заколебал. Наверное, это попытка пробиться через какую-то завесу. Мы понимаем, что в нашем обществе что-то меняется, но мы не знаем, в какую сторону идут эти перемены. Некоторые дальновидящие прогнозисты вообще считают, что нас ждет хрен знает чего. Очень много различных мнений, все это перемешивается с политикой. Если говорить о рокерах, то им действительно не хватает того духа, который был раньше. В рок-н-ролльной культуре изначально заложена искренность, которой сегодня не хватает. Ее нет, она съедена. Сегодня очень много какой-то напыщенности, люди закрываются, надевают маски и превращается в серую массу. Индивидуальность теряется. Когда мы видим такого человека, мы думаем, все ли у него в порядке с головой? Или другой момент: он наркоман! Действительно, может быть, он и наркоман или алкоголик. Но есть алкоголик, который шляется по подворотням, опустил себя донельзя, выпрашивает у людей копейки. А есть сознательные алкоголики, для которых это - образ жизни, потому что им не нравится та действительность, в которой они находятся. Он мир воспринимает гораздо глубже, чем другие, поэтому у него фактически нет единомышленников. Многие рокеры, осознавая эту ситуацию, сейчас действительно борются. Но я могу сказать, что это - борьба не окружающей Системой, а бунт против этой Системы в самом себе. Этот протест не направлен на окружающий мир, потому что в противном случае он превратился бы в агрессию. Тут идет борьба людей с самими собой. Общество зомбируется, а некоторое количество людей не хотят, чтобы с ними это происходило. Они не хотят верить во всякую пургу и не хотят думать так, как им навязывают. Что же касается политизацией рэперов, то их внятных политических высказываний я видел мало. В основном, они затрагивают какие-то моральные аспекты... Ну, наверное, все-таки рэперы просто формируют эстетику и воспитывают свой круг, воспитывают безголовиков. Как рокеры в свое время учили гопников и либо делали из них рокеров, либо давали п..ды, так и рэперы занимаются просветительством определенной категории людей, которые не очень дружат с мозгами. Это не наша, конечно, категория, и я не могу сказать, что потенциального рокера рэперы могут в итоге перетянуть на свою сторону. Здесь мы видим абсолютно параллельные ситуации. Тот же Горшок, как мелодист и композитор, будет яростно отрицать рэп. Но если воспринимать их движение как самостоятельную культуру, то мы не вправе вмешиваться. Это нужно людям, поэтому реперы это делают. Я считаю, что все это только на пользу тем, кто в этом нуждается. Если они копошатся в этой морали, значит, сейчас их время. А мы уже начинаем чесать бороды и считать себя умудренными опытом. Короче, мы - это христианство, а они - ислам (смеется).

КМ.Ru: А как же тогда быть с теми музыкантами, которые со своими протестными настроениями выходят на митинги? Тот же Юрий Шевчук, например...

Андрей Князев: Я очень хорошо отношусь к Шевчуку. Это человек, который сыграл в моей жизни непосредственную роль. Иногда мы любим людей не за то, какие они хорошие или развеселые, а за то, что их действия сделали для нас. И если даже тот же Шевчук в корне изменится и станет плохим, то я все равно не утрачу к нему уважение. Например, мне совершенно не нравится все, что сегодня происходит с Макаревичем. Но при этом я помню, насколько я его любил слушать в свое время и как он повлиял на мои музыкальные взгляды. Поэтому, один хрен, тот Макаревич для меня имеет место быть, а современного Макаревича я могу просто не замечать, вот и всё. Данная прелюдия у меня ведет к тому, что у Шевчука всегда было тяготение к политической теме. Хотя СМИ все могут искажать. Всю правду можно узнать только от человека - да и то это не касается тех случаев, когда люди пытаются обмануть сами себя, находясь в эйфории. На мой взгляд, не обязательно пытаться всюду влезть. В этом плане мне очень импонирует позиция Кости Кинчева, который будет отстаивать то малое, но в чем он уверен, чем браться за все подряд, в котором еще нужно поискать свою правду и в результате не найти ее. Такой минимализм заслуживает уважения. Сейчас вообще эпоха игр, а от игр уже начинают все уставать. Уже переиграли, уже заигрались (с сарказмом).

КМ.Ru: Встреча рокеров с президентом - это тоже игра?

Андрей Князев: Абсолютнейшая игра! Тем более в нашей стране при встрече с президентом рокеры, наверное, все-таки думают не о глобальных проблемах человечества. Да и вообще, а какие, собственно, вопросы могут быть у рокеров к президенту?? Какие химкинские леса?! При чем тут президент?.. К президентам вопросов нету, с ним можно выпить и сказать: о, офигенно, я пью с президентом! Такие общения сами делают из наших правителей царей-батюшек - к ним, дескать, ходят по всем вопросам. И сами же рокеры позволяют себе глупость, обращаясь к президенту с какими-то проблемами, прекрасно зная, что подобными вещами занимаются всякие другие люди. Президент - это всего лишь представитель страны, ее внешний вид и облик. А сколько людей еще работает в этой системе, чего на него нападать? В этом нет никакого смысла. Поэтому мне кажется, что такие встречи - это действительно игра, а также, в какой-то степени, показуха и своего рода переоценка самого фактора президентства. А если президент амбициозный, то это еще и подливание масла в огонь его всемогущества. Потом рокеры удивляются, почему правители у нас играют в царей, сами их на это провоцируя.

Денис Ступников