Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Стенограмма on-line конференции с Горшком и Князем газете "Комсомольская Правда"
20.03.2009

Князь и Горшок ответили на вопросы читателей 25 февраля.

Стенограмма онлайн конференции:

- Здравствуйте, дорогие зрители и читатели «Комсомольской правды», у нас сегодня в гостях группа «Король и шут». У них 27 числа в Лужниках будет большой сольный концерт под названием «Тень клоуна». По этом поводу ребята пришли к нам ответить на ваши вопросы. Спасибо большое, вопросов очень много.

- Ребята, не хотели бы вы написать свою книгу. Если да, то расскажите какую?

- Ну чего, прямо так сели и написали одну книгу?

- У вас будет проза, поэзия?

- Может, вопрос как-то о личности, потому что книга - это такое личное дело каждого. То есть, каждый из нас хотел бы написать свою книгу, да.

- Возможно, что это осуществится?

- А почему это у меня проза? У меня поэзия. Да, я хочу выпустить книгу стихов, ну с 15-летнего возраста и раньше. Просто из-за того, что бабахнул кризис, такой возможности не предоставляется.

- Кстати, вопрос по поводу кризиса. Вас вообще он как-то коснулся?

- Как он вообще касается?

- Ну, гастролей становится меньше или, наоборот, больше.

- Да как все было, так оно и есть.

- Главное, чтобы поп-корн не подорожал. А то в кинотеатры ходить будет неинтересно.

- Вы ходите?

- Нет.


Фото: Шерстеникин Вадим

- Ну и зря.

- Мы и поп-корн не едим. Поп-корн - это попса.

- Понятно, тайный язык... Спрашивает Мария. Ребята, я вас очень люблю, особенно Михаила, не в обиду остальным. Расскажите, пожалуйста, самый смешной случай на гастролях, связанный с фанатами.

- Есть такие, которые и рассказывать-то нельзя.

- А можно я попрошу вас рассказать одну историю. Я как-то брала у вас интервью и вы рассказывали про ваше детство, про старика, который вот сделали маску себе...

- НУ да, было дело. Однажды я хотела напугать свою мелкую сестренку, которая играла в огороде с каким-то шкетом. Чтобы ее напугать, я стал притворяться роботом и выходить из каждого куста. Они куда ни побегут, я отовсюду выхожу... Для них это был нонсенс. Но я подумал, что они все равно видят, что это я, значит, надо что-то сделать с лицом. Сперва я пытался себе ножом порезать, потом передумал. У меня был большой кусок пластилина, я стал налеплять его на лицо, он стал от лица отпадать. Тогда я сделал картонку под лицо и стал облеплять пластилином. Вот тут уже появилась тема. Потом сделал завязки, одел дедову шляпу, ватник - вышел во двор. Они увидели - и их смыло, больше их не было. Потом бабушку свою чуть до инфаркта не довел, когда она один на один на меня вышла. И потом я подумал - не пропадать же такому ремеслу, пошел по деревне вечером. Вот это был шок. Там меня одна барышня, у которой не все в порядке было с головой, таким сквернословием очернила, что... Я, конечно, ничего не понял, но...

- Андрей спрашивает - выйдет ли когда-нибудь второй том страшных историй?

- Есть планы, есть материал. И материала в общем-то очень много, надо его отсмотреть. Проблема в том, что видео не очень в ходу. Для того, чтобы такое выпустить, его нужно в нагрузку делать с каким-нибудь альбомом. Думаю, что мы сделаем вторую часть. У нас есть старые записи, вообще, первый тамтамовский концерт, очень много всякого. Отцифрованно с видео, то есть, там будет не очень качественно, но зато это раритет.

- Очень много спрашивают про видео, кстати.

- Мы прислушаемся к этому. Мы прислушались уже.

- Вопрос: вот прошел концерт, а что дальше? Расскажите, чем вы занимаетесь после выступления? Во многих городах есть рок-бары и т.п., посещаете ли вы такие места когда на гастролях?

- Рок-кафе?

- Я могу сказать по поводу этого. Когда ты, откровенно говоря, бухаешь, то я вот ничего не помню, совершенно. Когда же я веду трезвый образ жизни, допустим, как вот сейчас, да, я их просто не посещаю.

- То есть, спать домой, да?

- Почему домой, я могу на улице заснуть. И зимой могу заснуть. Стоя. Как слон.

- Как верблюд. Нет, посмотрите, ну концерт - ты получаешь достаточное количество эмоций. После этого, если концерт один большой, крупный, да, его надо отпраздновать, это святое. А когда гастрольный чес идет, сразу в гостиницу отдыхать, или в автобус падать, или в поезд падаешь - и отдыхать.

- На многих концертах перед вами выступают разогревающие команды. По каким критериям они назначаются, как можно стать такой командой?

- Это не на многих концертах. Когда мы ездим в гастрольный тур, перед нами очень редко кто выступает. Дело в том, что там очень много проблем с аппаратами. Мы настраиваем свой звук на ту публику, которая приходит на нас. Группа, которая играет перед нами, где-нибудь что-нибудь повредит. Бывают всякие форс-мажоры, которые влияют потом на дальнейшее выступление.

- Это редко. Обычно бывает, что попросят организаторы, ну и, в какой-то степени, эта группа нам должна хоть как-то нам немножко нравится.

- По стилю обязательно должна. Если действительно группа интересная - вообще не вопрос.

- Я так понимаю, что молодой человек не просто так спросил, может, хочет с вами выступить?

- Ну это понятно, да. Но вообще это редкий случай, потому что не всегда хорошо, когда перед тобой кто-то выступает. Потому что звук портится, у нас же особый бэк-лайн...

- То есть, это может нарушить как бы звучание нашего концерта.

- Мы же кибер панки вообще уже. У нас мониторы, которые обычно стоят, у нас он в ушах. Мы мнемоники, да. Я Михаил Мнемоник, а Андрюха - Андрей Мнемоник.

- Дело в том, что вот почему мы любим фестивали, на фестивалях всегда одна и та же проблема - обязательно что-то выходит из строя, обязательно что-то отказывает.

- Все бухие. Причем, и те, кто занимается техникой, звукари даже - все бухие.

- То есть, вы на сцене трезвые, а остальные все пьяные?

- Нет, может, в каких-то случаях это бывает, но это ужас, когда ты трезвый и все пьяные - это самое ужасное. По обычаю, который, я помню, вот последний раз - это все. Там не касается, что это именно кто-то хороший, а кто-то плохой. Нет, нет. Просто самое страшное, когда ты самый трезвый - вот в чем дело. Лучше там находиться пьяным.

- Или все трезвые, или все пьяные - другого не надо. Уж если один трезвый, другие пьяные - тут получается...

- Дискриминация.

- Да, или, наоборот.

- Нет, мне кажется, они просто считают - вот приехала группа «Король и Шут», они такие жгуны, типа, можно расслабиться...

- Да нет, тут не касается. Допустим, группа «Мельница» или какая-то другая... Вообще рок-н-ролл - это же разнообразная музыка на самом деле.

- Уровень фестиваля имеет место. Потому что, скажем, бываем действительно, когда вообще, вот, скажем, на байк-слетах так там вообще, там не надо ничего от звука требовать, он все равно будет какой будет. А, скажем, бываешь на фестивалях, когда ты показываешь этому, ну, у нас свой звукорежиссер, он в зале, а есть, скажем, не родной звукорежиссер, который сцену отруливает. Его показываешь - меня сделай громче. Бах, я иду тише, он меня прибавляет ему. Вот такая ерунда бывает. Или наоборот.

- Ну ты сама подумай, мы частенько играем последние, а в это время уже все... И вот этот звукорежиссер, который работает как раз у нас, на сцене, он просто может лежать на своем пульте. Он ложится на свой пульт, у него так нос едет и сразу громкость убавляется.

- Тут реально надо иметь железные нервы, мне кажется, с таким персонажем.

- А еще, бывает, током бьет от микрофонов.

- От гитары.

- Когда либо мокрая, либо заземления нет. Вот в Биробиджане не было заземления, мы, правда, радиомикрофонами, правда, спаслись...

- Улетели, улетели...

- И что, продолжили концерт?

- Когда нет заземления и когда, скажем, вода куда-то проливается.

- Ужас вообще. Владислав спрашивает - а ваши дети слушают «Король и Шут»? И сколько альбомов вы вообще планируете сделать за всю жизнь?

- Владислав, мы чего, кукушка, что ли - сколько мы будем жить?

- У нас, если быть честными, номерными считаются «Лайф» и «Бест». Но, исключая их из номерных, у нас 9 альбомов сделано. И вот сейчас будет 10-й юбилейный, мы уже начинаем подсознательно готовиться к юбилейному альбому, который будет 10-й. А дальше посмотрим.

- Ну, не за горами у нас уже будет юбилей - 20 лет.

- Можно будет приурочить два события.


Фото: Шерстеникин Вадим

 

- Это когда?

- Вообще в 2010-м как бы он получается, но мы хотим оттянуть, то есть, чтобы не сразу, а попозже был он, чем 20 лет.

- Никогда и не скажешь. «Агате» там вот 20 лет недавно исполнилось.

- Поэтому мы и хотим оттянуть немножко.

- Нет, дело в том, что мы ведем отчисление, у нас две даты есть. Первая - с момента образования группы - это 1989 год. И второе - с начала первого выступления в рок-клубе, это 1991 год был.

- Вообще, по идее, нормально ведут как бы сначала когда группа образовалась. Это 1989-й год. А в 1991 году нас по радио прокрутили.

- По питерскому по какому-нибудь?

- По питерскому, да. С песней, которой сейчас не существует. Она называлась «Болото».

- Спрашивает Мэдроуз: Михаил, были ли вы когда-нибудь на концерте какой-нибудь легендарной группы, какие эмоции получили от концерта?

- Не то что был, мы вместе с ними играли. Это «Стрэнджерс», это «Эксплойдет». Круто. Нормально все было.

- На Джорджа Майкла не ходили?

- А он же не приезжал.

- Приезжал, приезжал. Юлия спрашивает - были ли в вашей жизни ситуации, когда дело могло дойти до распада? Как вы переживаете трудности, идете ли на выручку друг другу?

- Идем. Идем и на некоторые компромиссы, причем, каждый из нас. Больше всего это касается меня и его. Потому что ребята в группе согласны со всем как бы. Особенно радуются общему мнению. Вот, допустим, мы с ним сойдемся на чем-то, да, и это считается, что в группе праздник.

- Это бывает, мне кажется, очень редко, да?

- Почему, каждый день ссоры, каждый день праздники.

- Юлия спрашивает: Андрей и Михаил, хочу вам сказать спасибо за создание песен по мотивам так сказать произведений Говарда Филиппа Лафкрафта. Так как он является одним из моих любимых писателей. Заодно хочу узнать, планируете ли вы еще затрагивать его творчество в своих песнях? Заранее спасибо.

- Она, по-моему, ответила на весь вопрос сама - и да, и все, молодец, и круто, да, затрагиваем и уже сделали. Мы песню в этом новом альбоме по мотивам Лавкрафта уже сделали.

- Причем, самое интересное, что их две. Потому что Догон тоже по Лавкрафту. Только «Догон» это более художественное, потому что все-таки это какая-то авторская твоя как бы... там совсем другая история. Причем, Догон не только у Лавкрафта встречается, это вообще исторический бог.... И в Ведьмаке он есть. Это такой древнеязыческий бог...

- Вопрос тот, что в принципе, да, возможно, будет еще что-то по мотивам Лавкрафта. Ну, скорее всего, у нас больше не будет текстов, именно написанных Лавкрафтом...

- Играете ли вы дома в компьютерные игрушки и в какие?

- Я могу сказать, большие фанаты и поклонники, причем, получается, особенно у меня день получается весь занят, много репетиций, много ездим. И у меня времени остается совсем мало - буквально ночь получается. И спать хочется, и поиграть надо еще... Вот я сажусь и где-то до двух-трех, хотя и вставать там вот надо нормально, вот последнее я прошел по мотивам произведения, есть польский писатель, «Ведьмак» - отличный фэнтези, по нему сделана игра. Замечательная игруха, я ее всю прошел. Ну, Готику, естественно, ребята, обязательно Готику, не забываем про Готику, первая, вторая, третья готика - говно. Все ждем ее, ждем, думаю, все ждем «Ди сейпл» новый, ждем.

- Нет, у меня сейчас начинает происходить правильный процесс, я увлекся мультипликацией и она начинает выжимать игры из меня. То есть, у меня теряется интерес к играм и у меня возрастает интерес к мультипликации. Потому что я тут уже сам творю, а не играю в то, что придумал кто-то другой.

- То есть, вы сами рисуете?

- Я мультфильмы рисую.

- А когда их можно посмотреть будет?

- Когда я начну делать уже окончательные вещи. Я просто сейчас учусь и одновременно делаю.

- А ты хотела бы играть в наши игрушки, которые вот мы создали? В Марио играла?

- Да.

- Вот Марио это мы делали.

- Миссис Пэтман мы сделали... Нет, игрушки - это другая тема. Это надо, чтобы предложение кто-то такое чтобы предложил, ну, из разработчиков.

- Надеюсь, они сейчас нас посмотрят и сделают.

- Да, разработчики, разработчики. Потому что я не знаю, я пока что еще за эту технологию не хватался и не уверен, что я это могу осилить. Там еще программирование нужно.

- А, может, нанять какого-нибудь человека, который это сделает?

- Зачем нанимать? Нет, я говорю, если будет какое-то предложение, это чисто на основе взаимных интересов такие вещи могут решаться. То есть, какой-то прообраз сюжетной линии. Ну, сюжетную линию можно изобретать, соответственно, с кем-то, кто в этом разбирается. Потому что я могу-то придумать какую-то историю, а вот ее сделать уже как игру - это другая работа, другого уровня. Надо понимать, как эта работа выполняется...

- Следующий вопрос прислал Артем. Когда будет вестись работа над акустическим альбомом два? Как вы оцениваете «Тень клоуна»? Все ли удалось реализовать в нем? В каком ключе будет следующий альбом, с какой тематикой песен, предположительно?

- Ну, ты же вроде вел работу над акустическим альбомом два.

- Нет, дело не в этом. Акустический альбом два - ну, тогда просто мы назвали его акустическим, потому что так надо было...

- Вас спрашивают по поводу женского вокала. Кто будет петь на концертах женский вокал в песнях с Акустического альбома «Наблюдатель, девушка и граф».

- Если мы будем когда-то исполнять такие альбомы, то Марина Капуро, да.

- Либо старшая, либо младшая.

- А вот эта девушка, я забыла, как ее звали, она, по-моему, в Америку сейчас уехала...

- Машка.

- Скрипулька.

- Она вам разве не подпевала до этого?

- Она подпевала только в песне «Кузьма и барин» и на концертах тоже. Больше никаких песен не подпевала.

- Вот Юрик спрашивает - как на вас влияет кризис? Некоторые группы, такие, как «Агата Кристи», «Ленинград» потихонечку уходят на пенсию. А у вас какие планы на будущее?

- Я думаю, что они не из-за этого уходят на пенсию. Тем более, кто сказал, что они уходят на пенсию? Кризис здесь не при чем.

- Просто они решили так вместе собраться, я так понял, мне Чача еще раз сказал, что у них вот идея, такая тема - взять и вот так вместе взять и поступить. У нас такого в планах нет, хотелось бы как можно больше еще интересного чего-то понаделать в этом плане. А вообще хочется как бы по-настоящему быть не то что вот именно российской фирмой. Потому что по сути нет такого российского фирменного рок-н-ролла, всего этого нет. Хочется подходить хотя бы немножко хотя бы, чтоб не стыдно за Россию-то было. В этом плане хочется, чтобы рок-музыка у нас была не каким-то определенным, до сих пор, кем она является, немножко изгоем. Чтобы это не совсем субкультура была, которой хотят ее затмить.

- Даже контркультура какая-то...

- Нет, причем, культурой у нас почему-то является откровенно говоря дерьмом полным, на что стыдно смотреть.

- Вот в каких это веках было, что парашу всю мы, так называемый шлак смотрим по телеку и люди как бы такие. Вот это все людей вот это запаривает, а настоящая-то культура, где все богатство, можно сказать, всей Руси нашей - ну, как, оно все в подвалах еще находится. Причем, те же ребят, которые начинают чего-либо хотеть, внести какое-то творчество, опять же говорю, внести вклад в культуру, их заранее уже начинают не то что прессовать, а заранее им говорят - что все это бесполезно. Вот иди, короче, к продюсеру, иди под ним работай определенно и в твоей теме должно быть главное - сколько ты с этого поимеешь, а не что ты сделаешь для культуры вообще. Вот это, по-моему, пагубно.

- Вы ж не будете заносить конвертики для того, чтобы вас там где-то показывали? Та же самая «Аматори», у нее никогда не будет такой популярности, как, например, у молодой, симпатичной барышни.

- «Аматори» - хорошо, нормально, они популярны. Просто надо, чтоб больше такого было.

- Но их же нет в ротациях нигде.

- Посмотрите, во-первых, «Аматори» еще достаточно молодая группа. Во-вторых, у них музыка-то еще многим в России до нее расти и расти.

- Она очень мелодичная.

- Нет, она все равно жестковата, не все приучены к такому звуку. Но мы же тоже в свое время жесткую музыку воспринимали как металл. Потом, когда стали в нее врубаться, соответственно, уже это не металл стал, а облегченный вариант.

- Ну, если посмотреть по жесткости-то, то мы пожестче, чем «Аматори» играем когда панк-рок, извини меня... Ближе даже к Пурд...

- Группа молодая и у нее все впереди.

- Она модная даже, «Аматори».

- Да.

- Вы не видели, что в том году творилось. Весь стадион просто на ушах стоял.

- Ну так вот, это большой показатель. Это во-первых. А во-вторых, вопрос существования, он имеет большую и непосредственную роль. Потому что ну как мы будем относиться к этим однодневным группешкам и исполнителям или исполнительницам, которые становятся популярными за счет продюсерского какого-то хода. Я заметил, как происходит. Значит, первый год ты слышишь только имя, оно где-то вокруг да около ходит. То есть, оно мелькает, потом ты раз - это увидел. Удивился, вокруг чего, собственно, шумиха разводится. Проходит какое-то время, это имя начинает фигурировать в различных там концертах и фестивалях. Следующий год наступает, как бы за этот год имя взлетает и становится там номер один, вообще звезда там неимоверная. На третий год мы видим, как начинаются там уже всякие понты - уже звезда созрела... Все, на четвертый год этой группы нету.

- Звезда - это плохо. Когда человек себя считает звездой и пытается жить по канонам каких-то придуманных причем даже не им, а вот что так положено, да. Причем, вот он приехал на лимузине, надо все эти понты, короче, все. Причем, кто это говорил - Тимати или кто, я не знаю, вот вообще мода такая, особенно у этих, рембистики. Главное, чтобы была клевая тачка и в банке чтобы было много нулей. Это все. Можно сказать, что очень печально видеть будущее, во что может превратиться вообще культура...


Фото: Шерстеникин Вадим

- Сейчас говорят, что в связи с кризисом очень многие эти персонажи, они просто схлынут, исчезнут. То есть, весь шлак уйдет...

- Ты посмотри, что творится на сцене, кто выступает? Пидарки одни.

(Смеются)

- Попса поганая.

- По заказникам, прежде всего, это ударит.

- Я бы их вешал.

- Безусловно, безусловно.

- А как вы думаете, кто станет популярен? Потому что сейчас вот уйдут эти вот...

- Они никуда не уйдут, они просто на время уснут.

- А что будет популярным тогда в кризис? Кто-то говорит, что будет популярным шансон, например. Кто-то говорит, что рок будет из подполья...

- Шансон? Будет популярным, да. Тем более, сейчас времена возвращаются.

- Здесь все зависит на самом деле от людей, которые как вот они воспринимают музыку, что они читают, что они делают. Это зависит от менталитета российского. Если российский менталитет не будет меняться в хорошую сторону, если будут брать из запада все плохое, а самое хорошее что есть в западе, будут просто игнорировать, то это ни к чему не приведет. Это может привести на самом деле к разложению российской культуры.

- Ну, давайте как бы просто, ну чего, надо просто чтобы люди понимали, что американщина, которая очень активно прет из наших ящиков, попытка, не знаю, там такого же менталитета, вот, ну подумайте сами, у американцев же нет культуры своей, у них очень много амбиций, они считают себя самыми лучшими...

- Нет, ну культура-то у них есть.

- Какая у них культура?

- Кантри... Это тоже культура на самом деле.

- Самый популярный стиль в Америке - кантри.

- Сколько лет этой культуре? А во-вторых, ну и что, кантри? Нет, кантри у нас не заимствуется, у нас заимствуется как раз таки их попса.

- В рок-музыке очень много кантри есть...

- Да нет, это понятно. Я имею в виду, что в чистом виде кантри у нас не заимствуется...

- И блюз, извини меня, тоже из Америки пошел. А уж рок-н-ролл без блюза никак не может быть.

- Это понятно. Америка очень много внесла в рок-н-ролл...

- Нет, я прекрасно понимаю Андрея. Он имеет в виду, что у нас никогда не было афроамериканцев в таком количестве, чтобы мы про это пели вообще в принципе, да? А мы заимствовали у них как раз вот рэп или айрн-би...

- У них там кич вот этот самый ихний, типа, рэперский. Ну, они же в принципе кичатся там своими тачками. НА фоне тачки надо кадр сделать, девочек, значит, показать побольше - что я там с одной, с другой. У них же как бы классификация идет вообще, вот, например, они определяют, кто из них круче по тому, что на нем навешано. Какая с ним девочка, на какой тачке он приехал. Вот классификация человека. Отсюда уже отталкиваются. Грубо говоря, что мы понимаем под словом личность? Количество понтов, больше ничего. Вот в принципе та ментальность. Почему многие хотят тоже порэповать, ну, из подростков, которым это нравится, да? Потому что они за этими понтами, как бы, они дают возможность скрывать их истинную натуру.

- Спрашивает Константин. Насколько удачным, по вашему мнению, вышел альбом «Тень клоуна»? Понравился ли он, как вы считаете, поклонникам? Сравните с предыдущими альбомами.

- Не надо сравнивать, каждый новый альбом - это новая работа. Понравился ли он нам? Нам понравилось. Мы не стремимся делать то, что нам не нравилось бы.

- Скажу одно. Если сравнивать тот самый альбом, который критиковали и был он людьми не понят, это, причем, самый наш, можно сказать, такой альбом... конкретный. Причем, бунт на корабле. Его критиковали, в принципе, большая часть публики, просто не понимая, называя нас - почему вы, ребята, стали такими злыми, вот это я помню. После этого как бы альбомы вот одинаково все идут - и за, и не, и за, и не. И нельзя сравнить. «Бунт на корабле» не многие восприняли. То есть, те, которые восприняли, они просто такую музыку любят быструю и тяжелую. И очень много было, конечно, положительных вот именно, когда мы делали акустический альбом, было других, прибавилось именно положительных, тех людей, которые вообще рок-музыку не слушают.

- А вот из этого альбома какая вам песня больше всего нравится?

- Ну как тут можно сказать, какое детище твое лучше, как так можно сказать? Я сам не знаю. Ты можешь сказать?

- Нет, ну я так навскидку, как бы, не вдаваясь в подробности, могу выделить, что одна из самых состоявшихся работ как бы во всех отношениях, это, конечно, песня «Догон», она и показательно идет и на первом месте нашего радио. Как бы состоявшаяся композиция во всех отношениях и находка, и так далее, и по отзывам самая такая.

- А мне еще интересно вот не то что даже как, я имею в виду, я сейчас говорю уже чисто как музыкант, интересно вот именно «Ходят зомби». И в плане и текстовом, как задумка она, такая театральная получилась. И в музыкальном. То есть, немножко необычно. Вот я что-то такое выделяю на самом деле.

- «Ходят зомби», да, мне очень нравится.

- Следующий вопрос от Ильи. Как группа «Король и Шут» отметила День защитника Отечества?

- Я репетировал. А ты, Андрей?

- А я ездил в магазин.

- Весь день.

- Ну да, да, мы ездили по магазинам. Я, короче, чисто для будущего кича хотел себе шмоточек подыскать.

- По бутикам?

- По реальным бутикам.

- Кризис на дворе! Елена интересуется. Давно хотела узнать, вокальные данные Михаила - это дар природы или результат упорного развития. И вообще, преподаватели по вокалу когда-нибудь привлекались на помощь Мише и Андрею?

- Это был эксперимент над человеком. Что-то типа Франкенштейна.

- Что был эксперимент?

- Мы голос создавали из многих голосов, которые были. Хочу сказать, что эти голоса принадлежали не живым людям.

- То есть они умерли, а потом их голоса взяли?

- Да. И составили мой голос. Причем этим Франкенштейном был сам я. Я сам составлял этот голос из голосов мертвых.

- А вы когда-нибудь привлекали преподавателей по вокалу для того, чтобы ваш прекрасный голос, слепленный из голосов мертвых людей, стал более мощным и прекрасным?

- Было немножко, несколько занятий посещал. Но это быстро прошло.

- Вы прилетели с Дальнего Востока? Как вам там? Где самый хороший звук и т.д.? Что не понравилось? Знаю, что Михаил отрицательно относится к богам. Во что или в кого вы верите? Миша, что для тебя значит анархия? Согласен ли ты с выражением «Выше и выше черный флаг, государство - главный враг»?

- Отрицательно к богам отношусь. Каким богам, какому богу? Их было много. Они хотят узнать, атеист ли я? Атеист. Я нормально отношусь к Зевсу, к Одену. Оден вообще красавчик, можно сказать, мой герой. Всегда хотел быть, как Оден. Кто мне еще нравится?

- Кришна?

- Нет, ни Кришна, ни Будда не нравятся. Немного нравится Иисус Христос, его добрые идеи. Мне нравится Иисус Христос как человек. Отнюдь не как бог, а как человек. Кого еще хотел отметить? Кропоткин, Бакунин. По крайней мере, я их догмы все прочитал. Еще раз хочу сказать, анархия это не беспредел. Анархия есть определенная форма порядка. Но форма порядка, которая к эволюции не приведет. Это описано у многих фантастов, когда человек придет к анархии. Он сам до этого дойдет. Это уже сверхчеловеческое общество. То есть коммунизм и анархизм нельзя построить. Если ты будешь это делать специально и насильно, то получится тоталитарное государство. Коммунизм и анархия появятся только в результате эволюции. Такое общество может преодолеть, между прочим, то, что человек всегда хотел преодолеть, когда к этому времени не нужны уже будут религии, - он преодолеет смерть. Именно такое общество может преодолеть. Потому что люди будут конкретно вкладываться в науку. Тогда не будет понятия, что наука только для власти. То есть это будет совсем другое. Когда будет происходить бескорыстное отдача и верования в человечество. А человечество может достигнуть таких пределов, что у меня даже голова набекрень становится оттого, что может сделать человечество.

- Роман задает вопрос. Вопрос к Андрею Князеву. Что послужило прорывом творчества в ранние годы? Возможно, какое-то событие, случай. Или ты с самого детства знал, кем будешь? Как так сталось, что решил для себя в определенный момент писать панк и творить рок?

- «Писать панк» - это замечательная фраза. Я все знал с самого начала. Интуиция. Несмотря на то, что не все давалось просто. Во всех таких вещах имеет место доля везения. Потому что, скажем, для того, чтобы какие-то идеи воплощать в жизнь, оно тоже нужно. И, конечно же, должен быть какой-то не фанатический... Усердно трудиться надо над тем, что ты хочешь в жизни сделать. У тебя есть какой-то внутренний потенциал, который может повлиять на этот мир или просто сделать тебе хорошо, как человеку. Надо делать то, что ты умеешь, заниматься своим любимым делом и делать на это дело максимальный акцент. Можно заниматься чем-то еще, но никогда не забывать свое основное дело. Кстати, очень большой кризис у человека наступает, когда он именно понимает, что ни хрена не может и никому не нужен. Это значит, что человек забыл, что он что-то умел делать, либо еще этого не открыл.

- Вопрос к Михе. Считаешь ли ты панком Федю Чистякова? Прибегал ли ты хоть раз в жизни к онкологии? Знаешь ли ты нотную грамоту? Как тебе рижские фанаты Киша?

- Рижские фанаты - круто. Прибегал ли я к онкологии? Что это, не понял. Как хирург, что ли? Я на хирурга никогда не учился, я художник.

- Александр спрашивает. Ожидаются ли в ближайшее время съемки нового клипа?

- Да. Новый клип делается. Сделан он на основе фильма «9 жизней Нестора Махно». Недавно был такой сериал, по «России» шел, посвященный ему, и песня такая есть. На фоне этой темы будет сделан клип. Скажем так, что он не совсем в стиле «Король и Шут», потому что получается немножко политический, что ли.

- Давай говорить честно. Он не в стиле «Король и Шут». Это как входящие в нашу работу маленькие моменты от Михаила. И в клипе он сам снимался. Если бы мы снимались все, было бы видно, что «Король и Шут» представляют клип про Нестора Ивановича Махно. А это как бы тема Михаила.

- Вы смотрите телевизор?

- Я вообще сериалы не смотрю, но такой сериал я не мог пропустить.

- А «Плесень» смотрели?

- Нет.

- Ребята, почему бы вам на ваших концертах на Дальнем Востоке и в районах, не приближенным к Москве, не увеличить время их проведения? А то максимум 1,5 часа совсем не хватает. Дотянули бы до двух.

- Мы удивлены, что дотянули до 1,5 часов. Когда мы поехали на Дальний Восток, поезда, что ли, так ездят, мы не успевали приехать, и уже на поезд надо было. В следующий раз мы учтем эту тему и будем делать с запасом. По-другому все сделаем, чтобы успевать. Да, мы срывались прямо с концерта, не успевали сделать даже бис. Не успевали, потому что плохо все просчитали. Мы думали, что успеем, а оказалось все впритык. Но мне кажется, что 1,5 часа это не совсем мало для тяжелой, рок-н-ролльной музыки.

- Это абсолютно не совсем мало. Скажем, послезавтра «Лужники». Там хороший аппарат, там все должно звучать ништяк. Мы делаем акустическую вставку, чтобы уши немного отдыхали. И концерт будет за 2 часа.

- Площадка больше. Площадка тоже играет свою роль. Есть еще организаторский закон, сколько может длиться концерт.

- А есть еще законы физические, что человеку не надо столько громкой музыки слушать.

- Люди почему беспокоятся? Потому что они ждут, для них это большое событие. И для них это действительно мало. Москва и ближайшие города избалованы концертами, а Дальнему Востоку в этом плане сложнее.

- Конечно же, понятно. Но если мы гастролируем, несколько городов подряд, то, если мы выложимся в одном городе на 2 часа, во втором выложимся на 2 часа, в пятом городе мы уже не выложимся, а приползем на карачках.

- Здесь еще другая тема. Мы реально не успевали. Мы просто бежали с охапками на поезд.

- У нас эти 5 концертов, фактически каждый из них был обрезан.

- 1,5 часа - абсолютно нормально для таких гастрольных концертов. У нас же каждый день идет работа. У барабанщика, например, пальцы лопаются от этих дел, он играет уже с травмами. Где-то голоса садятся.

- Вы никогда себе в связки не кололи гидрокортизон?

- Мне кололи, у меня ларингит появился. Кстати, я в больном состоянии во Владивостоке пел.

- Спрашивает Ваня. Сколько времени у вас уходит на сочинение одной песни? Я начинающий музыкант, и пока что это у меня происходит достаточно медленно.

- Это поначалу. Потом это может быть быстрее. Работать надо, настраиваться на эту волну. Песни пишутся вообще по-разному. Одна может писаться долго, неделю можно работать над ней, можно к ней постоянно возвращаться. А есть вещи, которые экспромтом пишутся - за один раз песня уже состоялась, потом просто дорабатывается. По-разному все это делается. Люди по-разному пишут. Например, есть специальные места, в которых люди пишут. У меня одна знакомая пишет в ванной комнате на полу с сигаретой.

- Расскажите, что-нибудь о предстоящем мюзикле.

- Эта история больше относится ко мне и моему брату. Есть идея сделать мюзикл не как обычно, а чтобы это была музыка, состоящая не только... Какие, мы знаем, мюзиклы существуют? Допустим, «Юнона и Авось», «Нотр-Дам де Пари» и т.д. Это будет музыка немного агрессивнее, так, чтобы в мюзикле был панк-рок, а также и хардкор, и всё. Это уже понемногу делается. Будет делаться по мотивам очень древнего комикса, называется он .... Сам комикс, первые постановки были в середине 19-го века.

- А как же под это танцевать?

- В мюзиклах вообще-то поют.

- Там же и танцуют еще.

- А что, нельзя танцевать под рок?

- Можно.

- Я про танцы ничего не думаю. Моя задача будет касаться музыки.

- А вы будете там петь?

- Буду петь и главную роль играть.

- Там будет работать Михаил и его брат Алексей.

- Кто-то кроме вас там будет? Женская какая-то партия?

- Про это пока не могу сказать. Но должна, конечно же, быть. Но еще не решено. Пока я только знаю, что я и мой брат.

- А как будет называться?

- «Король и Шут» подписываются под это.

- В каком состоянии сейчас проект находится?

- Пока делается сценарий. Эпизоды пока сделаны, и пока утверждаются эпизоды. Последние темы мы сейчас просматривали, кое-что отклонили, что надо переделать. Сейчас уже последняя тема. Как только мы закончим, утвердим эти эпизоды, будет делаться конкретно каждый эпизод, будут писаться конкретные главы. И уже тогда на это пишется музыка.

- Очень много вопросов по поводу ваших концертов.

- На нашем сайте выложено все. Там даже летние концерты есть. Даже иногда мы не все знаем, что там уже выложено.

- Очень много вопросов по поводу песни «13-я рана».

- Это и есть как раз песня, посвященная кинофильму «9 жизней Нестора Махно».


Фото: Шерстеникин Вадим

- Спрашивается, зачем надо было смешивать русский, украинский языки в песне «13-я рана»? Многие мои друзья воспринимают ее в штыки.

- Как зачем? Потому что я сам отношусь к украинскому языку как к произошедшему от древнерусского языка. Он именно таковым и является, как и русский, как и белорусский язык. Это древнерусские языки. И говорить на украинском языке - нет ничего в этом постыдного. Причем Украина, Белоруссия и русские это изначально самые близкие народы, которые должны жить воедино. И называться это все должно, как в древности, Русью. Именно это и есть Русь - Украина, Белоруссия и Россия. Я думаю, со мной должны быть согласны те же самые православные. Именно церковь и хочет добиться этого, чтобы... Церковь и так, в принципе, одна и является Русской православной церковью, так же и украинская церковь, и белорусская церковь, сейчас уже и американская церковь. Они все соединяются. Спасибо ушедшему Патриарху Алексию II. Почему я спел ее на... Скорее, это суржик называется. Во-первых, на нем еще разговаривал, пока его не посадили в Бутырку, сам Махно, это его язык. О том, как он мочил украинских националистов, петлюровцев, об этом даже рассказывать не надо.

- Многие спрашивают вас, почему такие дорогие билеты?

- Зал сейчас сумасшедшие деньги стоит. Думаю, люди это понимают. Цены на билеты формируются от затрат на концерт. То есть, если сэкономить на рекламе, на звуке, стоимость билета значительно понизится. Но тогда не будет всего этого.

- Спрашивает Серега. Помнится, вы собирались устроить гастрольный тур без алкоголя. Получилось ли это у вас?

- У меня получилось.

- И у меня тоже.

- Ходят слухи, что про вас выпустили книгу, называется «Король и Шут» и живые споют про мертвецов». Это правда, и если да, то где ее можно купить?

- Смотря в каком городе человек живет. Если в Москве или Питере, то в магазине, если где-то еще, ее там может и не быть. Книгу выпустили, да. У нас знакомая девушка, которая захотела все описать, индивидуально проводила беседы с каждым из музыкантов для того, чтобы создать такую историю. Конечно же, там было не все указано, все-таки любая авторская работа отчасти субъективна. Несмотря на то, что все вещи там достоверны, тем не менее, не стоит на 100 процентов доверять ракурсу, с которого все это подается. Это некая субъективность, хотя все правдиво.

- Здравствуйте, Андрей и Михаил. Когда вы выступали в группе «Полигон» в 1997 году, как вы смогли собрать такую публику?

- Это, видимо, впечатление от просмотренной видеокассеты из «Полигона». Какую такую? Такая публика ходит в клубы, и на наших концертах и сейчас такие персонажи появляются. Наверное, его удивило, когда на сцену вылезают.

- К будущему 20-летию группы не хотели бы вы сделать какой-нибудь грандиозный концерт на огромной не закрытой площадке?

- Такие концерты проводятся регулярно, каждое лето. Фестивали на аэродромах очень часто, особенно байкфесты. Фестиваль, который каждый год проводится в Москве, под названием «Крылья» тоже на аэродроме.

- А ваш сольник к 20-летию?

- Мы рассчитывали в «Олимпийском» сделать, а не на улице. Хотя тоже идея. Но обычно концерты проводятся не летом, а зимой и осенью.

- На улице всегда есть небольшой минус. Там очень сложно хорошо прозвучать - звук гуляет. Поэтому для фестиваля это приемлемо, а для сольных концертов не совсем.

- Спрашивает Вадим. К вам когда-то приставали гопы? У меня проблема. Дело в том, что я патлатый рокер, и ко мне вся нечисть часто пристает. Вы мудрые, дайте совет, как нужно с ними говорить, чтобы от них избавиться?

- Должна быть какая-то команда, чтобы быть не одиночкой, а тусовка чтобы была.

- Один в поле воин не всегда. Я вообще за то, чтобы у неформалов были определенные группировки.

- А если парень из института идет?

- Институтские группировки - тоже хорошо.

- Если к пареньку часто пристают, надо так ходить, чтобы к нему не приставали. Потому что, если он один с ними договориться не может, если у него нет компании, с которой он может вместе пойти, чтобы те не приставали, то надо ходить там, где больше людей, скажем. А сказать им нечего. Если они тупые, им нечего говорить, бесполезно.

- Интересный вопрос задал Александр. В первых альбомах «Короля и Шута» четко прослеживалась концепция ролевой постановки, четкого взаимодействия кого-то с кем-то или чем-то. Например, «Смельчак и ветер», «Бродяга и старик», «Два вора и монета». Даже если этого нет в названии, в тексте песни четко прослеживается, и впоследствии на сцене идет игра Горшка и Князя в их героев. Вопрос: почему в альбоме нет этой концепции? Почти все песни являются неким монологом Андрея или Михаила. Почему так?

- Такая концепция альбома. Мы любим, когда у нас получаются песни на два лица, на такой игре. Но тоже не всегда такие песни удаются. Это одна из наших фишек, и мы хотим ее в дальнейшем использовать.

- Спрашивает Никита. У меня вопрос к Михаилу. Когда вам будет 70 лет, чем вы будете заниматься, и что будет с группой?

- Когда будет 70 лет? Дожить бы до 70 лет, сынок. Не надо рассчитывать, что технологии вас спасут. Если хотите жить до старости, старайтесь в молодости себя беречь. Это единственное, что можно посоветовать. На технологии рассчитывать нет смысла, это фантастика. Это реальность для богатых. Но богатые в раннем возрасте тоже умирают.

- Очень многие спрашивают по поводу бывших участников вашей группы, по поводу Балу, например. Не знаете, как они сейчас?

- Балу сейчас, по-моему, машину разбил - пьяный за рулем был. Он частенько ходит на наши концерты, в «Лужники» придет. И на репетиционную точку заходит, даже попоет там вместе с нами, как в былые времена. Ну а Машка в Америке. Не знаю, чем она занимается.

- Есть понятие, чем она занимается. Во-первых, она с детьми много общалась. Я слышал, что она воспитателем начала работать. Потом я слышал, что она увлеклась аэробикой. Потом она родила ребенка. И сейчас нянчится.

- Владимир спрашивает. Как вы относитесь к тому, что вас слушает очень молодое поколение? Не считаете ли вы, что это повлияет на их будущее?

- Мы рады, что так далеко забрались, что юные нас слушают.

- Родители плохо относятся к тому, что их дети слушают «Король и Шут», не пускают на концерты. Что сказать родителям?

- Значит, эти родители не слушали «Король и Шут». Потому что те взрослые, которые хорошо относятся к своим детям, которые слушают «Король и Шут», они слушали «Корольи Шут». Сейчас у них дети, и они их отпускают на концерты или с ними вместе ходят. Хорошие родители, хорошие дети. Когда родители с детьми ходят быть в контакте, они должны понять, что их дети слушают, чем увлекаются. И не по стереотипам судить, а именно лично оценить, вдуматься, что, зачем и почему этот ребенок любит. Если они видят дурное влияние, то вправе перенастроить его на другой путь. Если они этого влияния не видят, тогда зачем вся эта кутерьма, эти стереотипы? Если увлечение ребенка мешает ему учиться - вот, скажем, мне увлечения мешали учиться, я отказывался от учения, даже бросал вызовы учителям посредством того, что писал всякие сочинения типа «Я вам не верю, вы мне не учитель». Все это было оправдано, с моей точки зрения. Но, естественно, все остальные меня осуждали. Я имею в виду учителей и родителей.

- Одноклассники?

- Одноклассники все были такие же. Мы плохо учились. Но это оказалось оправдано. Правда, писал неграмотно, потом пришлось наяривать. С литературой, историей, географией было плохо. География уже на практике познана, история - вот у нас историк сидит, самоучка. С литературой? Знаю, сколько нужно. Математика не пригождается - у группы есть директор. Короче говоря, ни о чем жалеть не приходится.

- Спрашивает Аня. Князь, я слышала, что ты растянул себе сухожилие во время игры в футбол. Сейчас все нормально?

- Да, я играл в футбол и неожиданно чуть не упал. Всего-навсего маленькая травма голеностопа и растяжение. Уже недели 3 прихрамываю, но это должно пройти скоро. Думаю, что месяц для такой травмы достаточно.

- Джин спрашивает. Купил диск моей любимой группы «Пурген». В одной из песен «Мозг в стразах» идет обсирание попсы, и в одной из строчек упоминались вы. Как вы относитесь к этому?

- Для меня новость, что «Пурген» может о нас что-то написать плохое.

- Он упомянул.

- Упомянул, когда перечислял попсу. Это очень хорошо. Может быть, что-то неправильно понял. «Пурген» никогда так не сделает. А если и сделает, то надо с Русланом разобраться.


Фото: Шерстеникин Вадим

- Планирует ли группа «Король и Шут» делать что-то масштабное? Помимо регулярных альбомов хотело бы увидеть и услышать что-нибудь еще. Например, магазин, собственная линия панк-одежды.

- Что за дерьмо?

- Почему? Например, Андрей рисует мультфильмы.

- Это другое. Просто у нас никто не занимается дизайном одежды, не было таких интересов. Тем более выпускать их в магазине. Но с другой стороны, если смотреть в будущее, например, в Питере у нас есть такой человек, его зовут Джимми, он шьет. И получается, что у нас расширяется некий гардероб. В принципе, на основе этого можно что-то сделать. Но сейчас у нас таких мыслей нет.

- Вопрос задает Надежда. Хожу на ваши концерты вместе с сыном, но нравится мне ваше творчество. Молодые люди учатся играть на гитаре, чтобы петь ваши песни. Планируете ли вы выпуск книги со словами и нотами всех песен, которые вы написали или исполняли? Желающих купить эту книгу будет очень много.

- Мы уже чуть ли не 10 лет выпускаем такие книжки, с нотными тетрадками, как положено.

- А где можно их купить?

- В Москве, думаю, проблемы с этим нет. Каждый год мы выпускаем эти тетрадки. Наверняка и в Интернете выложены.

- Александра Григорьева задает вопрос. А вы собираетесь другие песни. В электрическом варианте, как песню «Медведь»? Вышло очень хорошо, кстати. И благодарю всю группу «Король и Шут». Если бы не вы, я бы никогда не встретила своего будущего мужа.

- Собираемся, да. Мы этим, в принципе, и занимаемся. Но чтобы создать такую песню, такого нет, чтобы на конвейер это все поставить. Это должно или получиться, или не получиться. Мы всего сделали таких песен две пока. Думаю, что в дальнейшем что-то еще переделаем. Это конкретное творчество.

- А зависит это от того, насколько возможно, чтобы эта песня зазвучала в другом немного звуке, с другой аранжировкой.

- Спрашивает Иван. Что вы думаете о современном отечественном кинематографе? Кто из режиссеров вам импонирует?

- Мне нравится Учитель. Мне нравятся патриотические фильмы типа «Диверсант», «Штрафбат».

- «Адмирал»?

- Вообще отрицательно к этому фильму отношусь. Все, что касается царской России, если большевики делали фильм об этом, поганый, а сейчас «беляки» пишут такую же фигню. Все, что о царском времени, все неправда и все нечестно с обеих сторон. А фильмы, которые про 40-е, 30-е годы делают сейчас, мне нравятся. Что касается фантастики, тот же фильм Бондарчука «Обитаемый остров», просто обосрали братьев Стругацких. Мне очень нравятся братья Стругацкие. Мне обидно было просто. Человек, который не читал братьев Стругацких, будет смотреть фильм. Мне обидно за братьев Стругацких, потому что не так все было у них, все по-другому. Хотя как сыграл сам Бондарчук, мне понравилось. Но в целом, по-моему, очень неудачно.

- Что бы вы порекомендовали посмотреть из современного кино?

- Учатся у Голливуда, у американцев, но берут почему-то самое плохое, а не самое хорошее. Вот это мне непонятно. Стараются взять что-то американизированное, то есть голливудское и потом его русифицируют. И становится очень противно смотреть. Такое ощущение, когда русские делают что-то голливудское и одновременно пытаются сделать что-то близкое к русским. Получается какой-то мутант, какое-то уродство. Не нравится мне. В этом смысле советские фильмы - это круто, это хорошо. Еще хочу отметить все фильмы про 40-е годы и 30-е годы.

- «Ликвидация»?

- Вот это да! И играли офигенно, и Машков замечательно сыграл. Это мне очень понравилось.

- Андрей, а вы?

- Я сейчас набрал много фильмов и ничего не смотрю пока. У меня мультипликация все выжала, я просто блокирован от всей информации, которая поступает извне. У меня отсутствует телевизионный просмотр, кроме футбола. У меня отсутствует любая развлекательная тема, я не смотрю никакие «Комедии Клаб», никакие другие штучки. Я не в курсе современного юмора. А почему? Потому что изначально не нравится. Не потому что я не знаю, о чем там. Потому что я знаю, о чем там, я посмотрел раз, два, три. И понимаю, что если я, скажем, от этого немного абстрагируюсь, то мне будет проще и концентрироваться на своих интересах, и меньше у меня будет голова загружена всякой ерундой. Кстати, для этого могу привести очень неплохой пример. Совсем недавно нас пригласили в редакцию газеты «Метро» в Санкт-Петербурге, которая обозревает политическую жизнь страны и мира. Прямо с порога я почувствовал некую нервозность, которая царит в этой редакции. Нервозность связана с какой-то суетой, напыщенностью. Я был спокоен, мне было нормально, уютно. Я смотрю, как-то суетятся все. Потом я стал понимать, что к чему. Когда нас усадили за стол, нас стали атаковать вопросами на разные политические темы. И когда этот натиск вопросов начался, я говорю: у меня нет такого количества хаотичности в башке, связанной с этими вопросами. Потом я просто делаю выводы и говорю этой девушке: «Вы сидите просто на пороховой бочке. У вас сегодня, завтра, послезавтра взорвется мир. Но этого не происходит, мир идет своим чередом. Есть какие-то высшие законы, чем эта ваша суета, которую вы на себя нагоняете. Высшие законы, по которым мир существует. Вы зря думаете, что завтра по какой-то нелепости кто-то нажмет красную кнопку, и всем хана. Живите спокойно. Люди, когда в деревню выезжают, живут своим хозяйством и ничем не парятся. Счастливые люди».


Комсомольская Правда